Екатерина Зорина-Лавровская: "Мой выбор - ТРИЗ-педагогика!"

21.08.2020

Уважаемые родители, дорогие друзья! 

Разрешите представить вам нашего нового преподавателя - сертифицированного специалиста Международной Ассоциации ТРИЗ, победителя II Всероссийского конкурса по ТРИЗ-педагогике от Российской Ассоциации ТРИЗ - Екатерину Зорину-Лавровскую! 

Сегодня существует множество направлений раннего развития детей. А что же самое-самое лучшее и нужное? Каждый родитель и педагог выбирает для себя то, что находит в нём наибольший отклик, и то, что соответствует особенностям его ребенка. Выбор Екатерины Зориной-Лавровской - это ТРИЗ-педагогика, мы попросили её рассказать родителям наших учеников, что это такое.
Предоставим слово Екатерине Зорине-Лавровской:

"С удовольствием расскажу и объясню, почему я считаю ТРИЗ-педагогику  лучшим и оптимально подходящим средством для раскрытия творческого потенциала ребёнка.

В основе ТРИЗ-педагогики лежат технологии развития творческого мышления, цель которых – стимулировать воображение, научить мыслить системно, глубоко и, вместе с тем, нестандартно.

Историческая справка о возникновении ТРИЗ-педагогики:

ТРИЗ – Теория Решения Изобретательских Задач - была создана советским изобретателем, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером, первые труды которого были опубликованы в середине прошлого века. Изначально ТРИЗ была придумана как набор изобретательских приемов, помогающих инженерам работать более продуктивно.

Далее оказалось, что невозможно решать изобретательские задачи, не «расшевелив» фантазию. Так возник курс РТВ (Развитие Творческого Воображения), как подготовительная ступень к ТРИЗ.

Затем стало понятно, что помимо фантазии, нужна совокупность качеств, необходимых творческому человеку, создающему новое, меняющему мир к лучшему. Так появилась ТРТЛ – Теория Развития Творческой Личности.

Постепенно ученики Г.С. Альтшуллера стали переносить приемы РТВ и ТРИЗ в школы и детские сады. Так возникла ТРИЗ-педагогика. Сегодня можно узнать о лучших разработках для детей от 3 лет, прочитав книги специалистов по ТРИЗ: А.А. Гина, С.И. Гин, Г.И. Иванова, А.В. Кислова, Е.Л. Пчелкиной, Т.А. Сидорчук, М.Н. Шустермана.

Что происходит в результате занятий ТРИЗ?

  • дети становятся менее скованными и застенчивыми, начинают смело предлагать свои идеи, не боясь критики;
  • речь становится более яркой и выразительной, дети сами сочиняют сказки, загадки, придумывают метафоры;
  • развивается основа креативного мышления – умение подбирать ассоциации и видеть в абстрактных объектах образы;
  • ТРИЗ-мышление позволяет задавать вопросы про любую вещь, предмет или устройство: для чего это нужно? Чем полезно? Как его улучшить? Какие его части можно изменить, чтобы было удобнее? Формируется такой «взгляд Робинзона», который позволяет видеть новые возможности в привычном;
  • дети могут самостоятельно решать проблемные ситуации, не отступают при первых неудачах, а пробуют разные варианты. Они воспринимают встречающиеся трудности не как «проблему проблем», а как интересную задачу;
  • уходит инерция мышления, дети «учатся думать» разными способами.

Всем ли детям подходит ТРИЗ?

Я считаю, что методы обучения, применяемые для дошкольников, младших и средних школьников – универсальны, разнонаправленны и подходят всем (я знаю, что есть опыт применения элементов ТРИЗ в коррекционных группах). Если же углубляться в ТРИЗ для инженеров (например, в обучении старшеклассников и студентов), то он больше подойдёт людям логического склада ума, «технарям».

Каких принципов я придерживаюсь на занятии с детьми?

  • Выслушивать каждого желающего.
  • Давать только положительные оценки : "Интересно!", "Необычно!", "Хорошо!", "Любопытно!", тогда ребёнок раскрепощается.
  • Импровизировать в беседах на занятиях и идти за логикой ребёнка, подчиняясь ей, не навязывая своего мнения.
  • Учить детей мыслить критически, спорить со взрослыми и друг с другом, но возражать аргументированно, предлагая что–то взамен и доказывая свою точку зрения.
  • Начинать занятия с детьми с постановки проблемы, поиска, цепочки вопросов.

А ещё для меня очень важно, чтобы в процессе было интересно и, чтобы ребятам запомнилось это ощущение: "Ух-ты, я могу придумать что-то необычное и особенное!"

И напоследок, вот что я говорю родителям, которые обеспокоены закрепощенностью ребёнка и постоянными попытками учителей, по их мнению, «впихнуть ребёнка в прокрустово ложе школьных требований»:

"Безусловно, главный настрой на творческую жизнь даёт семья. Всё начинается со взаимного интереса, с вовлечённости в жизнь друг друга. Основы сильного, творческого мышления в детях закладываются в общении, в повседневных играх, в прогулках, в совместном желании узнавать новое. Стремитесь сами видеть в окружающем мире любопытные явления, противоречия и открытые задачи и делитесь своими наблюдениями с ребёнком. Всё в наших руках! И у нас обязательно получится!"

Екатерина Зорина-Лавровская, ТРИЗ-педагог Центра математики «Грецкие орехи».

Мы очень рады, что такой преподаватель будет сотрудничать с нами! Мы полностью разделяем и поддерживаем принципы ТРИЗ-педагогики, пусть наши ученики научатся мыслить не только рационально, но и творчески, нестандартно!

Подробнее прочитать о курсе ТРИЗ в нашем Центре можно здесь: 

группа 6 - 7 лет, занятия проходят по воскресеньям в 11.00 - 12.30: https://gretskaia.ru/lessons/razvitie-tvorcheskogo-myshleniya-i-voobrazh...
группа 1 - 2 классы: https://gretskaia.ru/lessons/razvitie-tvorcheskogo-myshleniya-i-voobrazh....

Приглашаем всех почемучек и выдумщиков на наши курсы ТРИЗ!

Часто задаваемые вопросы
Как с нами связаться?

1