Вы здесь

Учимся писать сочинения II ступень

Время занятий : 

по пятницам в 17.45 - 19.15. День и время могут измениться! 

Продолжительность: 
1 час 30 минут 1 раз в неделю, всего 26 занятий с 26.09 по 17.04.
Преподаватель: 
Для кого этот курс: 

для детей 4-5 классов, которые уже прочитали много книг и приобрели основные читательские умения: воспринимают литературное произведение как целостный художественный мир (в который интересно неоднократно погружаться и рассматривать, как он устроен),  стремятся понять авторскую позицию, обращают внимание на выразительные средства языка, любят обсуждать, анализировать прочитанные книги и хотят научиться и развить свои умения выражать впечатления о прочитанном в письменных работах разных жанров.

В основе курса лежит авторская программа Е.О. Непоклоновой.

Обращаем Ваше внимание! В связи с тем, что академическая нагрузка Елены Олеговны в АППО станет известна только в августе, поэтому день и время занятий в нашем Центре могут измениться! Окончательное время будет объявлено в августе! 

Целью 2 ступени курса является дальнейшее развитие умений и навыков работы с художественным текстом, формирование представления о чтении как общении с автором, обучение сочинению-рассуждению.

Знакомясь с произведениями разных литературных эпох (от эпических поэм до современной литературы), дети учатся диалогу с автором как создателем уникальной художественной вселенной, учатся различать автора и рассказчика/повествователя, обсуждать проблематику и идею литературного произведения, использовать приобретенные умения и навыки для самостоятельного поиска смысла литературного произведения.   Постижение замысла автора оказывается увлекательным процессом, полным неожиданных открытий и стимулирующим творческую активность читателя.

Только научившись понимать смысл литературного произведения, можно написать о нем хорошее сочинение. Поэтому в основе обучения сочинению лежит всесторонний анализ литературного произведения, результаты которого дети учатся фиксировать в собственных письменных работах. На занятиях они учатся формулировать тезис сочинения и приводить аргументы, оценивать авторскую позицию, выполнять письменный анализ эпизода произведения, сравнительно-сопоставительную характеристику героев произведения, находить проблему, поставленную автором произведения и высказывать свое мнение о ней.

Что читают ученики:

1. Героический эпос. Гомер «Илиада» и/или «Одиссея».

Дети читают фрагменты произведений в пересказе Е. А.Тудоровской («Приключения Одиссея», «Троянская война и ее герои»), М.Л. Гаспарова («Занимательная мифология», «Занимательная Греция»), отрывки из переводов Н.И. Гнедича, В.А. Жуковского.

Знакомство с эпической поэмой позволяет перейти с I на II ступень обучения, поскольку древний эпос, в котором осуществляется постепенный переход от фольклора к литературе, использует и одновременно переосмысляет традиционные мифологические и фольклорные мотивы и сюжеты, опознавать которые дети научились в течение первого года обучения.

Вводятся понятия «эпос», «эпический автор», «эпический герой», сопоставляются сюжеты и мотивы мифа и эпоса, героев греческих мифов и гомеровских поэм.

Дети рисуют карты-схемы по сюжетам поэм, составляют картотеки эпических героев, учатся писать сочинение-рассуждение об эпическом герое, сочинение-сопоставление нескольких героев, сочинение по фрагменту эпического произведения.

Темы сочинений:

  • Мой любимый герой «Илиады».
  • Ахилл и Гектор: сравнительная характеристика героев.
  • Ахилл или Гектор: с кем бы я был на поле боя.
  • Боги на войне: в чем их сила и слабость?
  • Что означает быть эпическим героем?
  • Жребий героя на чаше весов: можно ли проникнуть в тайну судьбы?
  • Отчаяние и надежда в «Одиссее» Гомера.
  • Анализ эпизода «Илиады» (на выбор).
  • Анализ эпизода «Одиссеи» (Одиссей и Полифем).

Творческие работы:

  • «Это стоит снять» (самый интересный эпизод «Илиады»/ «Одиссеи») - составление сценария.
  • Сочинение эпизода «Илиады» или «Одиссеи».
  • Сочинение монолога одного из героев «Илиады».

Исследовательские работы:

  • Древнегреческие мифы в пересказах исследователей и в поэмах Гомера: что нового мы узнаем о богах и героях Древней Греции из эпических поэм.
  • Викторины и тесты по «Илиаде» и «Одиссее».
  • Конкурс чтецов (читаем фрагмент «Илиады» в переводе Н.И. Гнедича и фрагмент «Одиссеи» в переводе В.А. Жуковского).

2. От эпоса – к летописи (знакомство с фрагментами «Повести временных лет» на фоне фольклорных произведений – волшебных сказок и былин).

Переход от эпических поэм к древнерусской литературе закономерен, поскольку позволяет увидеть новую роль фольклорных и мифологических мотивов в летописном повествовании и показывает связь древнерусской литературы с героическим эпосом. Обсуждаются особенности «эпического стиля» летописей.

Темы сочинений:

  • Два образа князя Олега: летописный и пушкинский (сопоставление фрагмента «Повести временных лет» и «Песни о вещем Олеге»).
  • Княгиня Ольга и волшебные сказки о мудрой деве (сопоставление фрагмента «Повести временных лет» и волшебных сказок «Мудрая дева», «Дочь семилетка»). 
  • Образ князя Владимира в летописи и былине (сопоставление фрагмента «Повести временных лет» и былин киевского цикла).
  • Честь и слава или стыд и срам: за что прославляет автор русских князей в «Повести временных лет»? (по изученным фрагментам)

3. Литература XIX в. о путешествиях и приключениях.

В этом разделе изучаются приключенческие романы разных типов: об открытиях неизвестного мира, о поисках клада или пропавшего человека и др. Обращение к приключенческому жанру обусловлено его взаимосвязью с изученными ранее произведениями фольклора и письменной литературы. Дети убеждаются в преемственности литературных форм, обнаруживая в приключенческой литературе видоизмененные фольклорные мотивы и образы во возаимодействии с новыми смыслами событий и образов героев. Увидеть взаимодействие старого и нового и понять особенности жанра приключенческого романа – одна из задач этого этапа.

Произведения: А. Конан Дойл «Затерянный мир», Г. Хаггард «Копи царя Соломона», Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо», романы Жюля Верна и др.  В начале года предлагается список приключенческой литературы о путешествиях, поэтому дети сами самостоятельно расширяют круг произведений для обсуждения на уроках и для самостоятельных работ.

Некоторые темы сочинений:

  • Образ «затерянного мира» в мировой литературе.
  • Путешествие «туда» и «обратно» в романе А. Конан Дойла «Затерянный мир».
  • Почему «затерянный мир» невозможно посетить дважды?
  • Кто из героев меняется благодаря путешествию: как и почему? (по материалам различных романов)
  • Герои на необитаемом острове: потери и обретения (сопоставление романов Д.Дефо и Жюля Верна).

Творческая работа:

Сочинение истории о путешествии в неизведанные земли:

  • фрагмент романа о путешествии;
  • путевые заметки;
  • воспоминание о путешествии;
  • письмо с необитаемого острова.

4. Историческая повесть. Далее мы обращаемся к изучению жанра повести в европейской литературе XIX в. на примере повести М. Твена «Принц и нищий».

Задачей этого этапа является формирование представлений о роли исторического времени в литературе XIX вв., перестраивающем весь художественный мир литературного произведения, изучаются понятия «исторический портрет», «исторический пейзаж», «речевая характеристика персонажей» и др.

По завершении изучения повести «Принц и нищий» предлагаются сочинения на выбор:

  • Сочинение-рассуждение «Путешествие во времени с Марком Твеном».
  • Мир из окна и снаружи: что узнал о мире принц Эдуард?
  • Отзыв о прочитанной книге.
  • Отзыв о кинофильме, поставленном по произведению.

5. Читаем русские повести XIX в. (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь и другие авторы). Повести о детстве.

Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»

А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка» 

С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» (фрагменты)

Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы» (фрагменты)

Л.Н. Толстой «Детство»

В этом разделе продолжается работа над изучением художественного мира литературного произведения (пространство и время, мир героя произведения, конфликт, сюжетная ситуация и т.д.). В процессе обсуждения повестей формируется представление о точке зрения повествующего субъекта (рассказчика или повествователя) в сопоставлении с авторской позицией. Особое внимание уделяется жанровым особенностям автобиографической повести. Предлагаемые сочинения посвящены анализу чувств и поступков героев, раскрытию их характеров, анализу портретов героев, сопоставительным характеристикам, проблематике произведений.

Предлагаемые темы сочинений:

  • Каким вы представляете Рудого Панька?
  • Страшен ли черт в повестях Н.В. Гоголя?
  • Сочинение-отзыв о повести «Барышня-крестьянка».
  • Лиза Муромская глазами читателей XXI века.
  • Мир русской барышни в изображении А.С. Пушкина.
  • Мир природы и чувства героя в автобиографической повести С.Т. Аксакова (по фрагменту произведения).
  • Какие качества проявляют Николенька Иртеньев и Сережа Ивин в сцене…? (анализ главы повести)

Творческие работы:

  • Сочинение былички.
  • Один день из моего детства.

6. Современная детская литература: круглый стол.

Курс завершается обсуждением прочитанных за год произведений писателей второй половины XX – начала XXI вв. Список произведений выкладывается в начале учебного года, приведем некоторые из них: Ю.П. Казаков «Тихое утро», В.П. Аксенов «Мой дедушка – памятник», Михаил Веллер «Паук», Мария Парр «Тоня Глиммердал», «Вафельное сердце», В.П. Крапивин «Журавленок и молнии», «Голубятня на желтой поляне» и др.

Главная цель заключительного этапа курса – закрепление навыков анализа художественного текста, позволяющих каждому ученику самостоятельно интерпретировать литературные произведения разных эпох и жанров, участвовать в обсуждении современной литературы, демонстрируя высокий уровень читательской культуры. Круглый стол, посвященный современной литературе, должен помочь ребятам почувствовать взаимосвязь читательской культуры и культуры устной и письменной речи, осознать свои возможности полноценно высказываться о прочитанных книгах, оценивать их эстетические достоинства и недостатки, руководствуясь четкими и общезначимыми критериями.

Занятия проходят в малой группе – до 14 человек, что позволяет преподавателю уделять больше внимания каждому ребёнку и работать на результат.

Стоимость:

Для учеников нашего Центра действует скидка:
при 100% оплате - 42 000 руб. за весь курс,
при частичной оплате двумя платежами по 50% - 45 000 руб. за весь курс.
Для новых учеников:
при 100% оплате - 45 000 руб. за весь курс,
при частичной оплате двумя платежами по 50% - 47 000 руб. за весь курс.

Стоимость курса: 
42000 - 47000 рублей
Часто задаваемые вопросы
Как с нами связаться?

1