Вы здесь

Учимся писать сочинения 4 и 5 классы

Продолжительность: 
1 час 30 минут 1 раз в неделю, всего в курсе 26 занятий с 18.09.23 г. по 31.05.24 г.
Преподаватели: 
Для кого этот курс: 

для детей 4-5 классов, которые любят читать хорошую литературу, хотят научиться разбираться в том, как устроено литературное произведение, и развить навыки устной и письменной речи. 

Главная цель курса – овладение читательской культурой, т.е. способностью понимать смысл литературного произведения, оценивать его художественные достоинства и выражать свои впечатления и результаты анализа текстов в сочинениях разных жанров.  

В основе курса лежит авторская программа Е.О. Непоклоновой.

Этот курс:

  •  позволит ребёнку освоить базовые читательские умения, которые должны быть сформированы в период обучения в начальной школе;
  • даст возможность овладеть основными приемами работы с художественным текстом, позволяющими анализировать литературные произведения разных родов и жанров;
  • позволит развить с помощью системы упражнений такие коммуникативные качества речи, как правильность, чистота, богатство, выразительность и другие, необходимые как в устной, так и в письменной речи;
  • покажет, как обсуждать литературные произведения: делиться своими впечателениями о прочитанных книгах, формулировать вопросы, оценивать высказывания своих собеседников, корректировать собственную точку зрения в процессе совместной работы с текстом;
  • научит писать изложения и сочинения разных жанров на основе предварительной работы с текстом литературного произведения, а также с произведениями живописи, кинематографии и др.;
  • познакомит ребёнка с исследовательской деятельностью в области литературы;
  • поможет подготовиться к вступительным работам в 5 классы классической гимназии.

Курс предполагает последовательное развитие умений и навыков, необходимых для анализа художественных текстов и выражения своего понимания литературного произведения в устном и письменном высказывании. Осуществляется знакомство с различными жанрами сочинений на материале изучаемых литературных произведений.

У детей формируется представление о том, что такое художественная литература, как «устроен» художественный мир литературного произведения: его пространство и время, система персонажей, сюжет, изображение событий и т.д. Работа с литературными произведениями направлена на развитие базовых читательских умений: воссоздавать в воображении картины изображенной автором жизни, чувствовать настроение автора, сопереживать героям, оценивать систему взаимоотношений персонажей, выявлять причинно-следственные связи в литературном произведении и т.д.  В первую очередь предлагаются творческие работы, развивающие воображение, эстетическое мышление, способность вживания в образы чужих культур. Дети пишут сочинения по картинам художников на мифологические сюжеты, сочинения-описания придуманных персонажей, сочинения-рассуждения, отзывы о прочитанных книгах и др.

Что читают дети на курсе:

1. Мифы народов мира (египетские, древнегреческие, скандинавские мифы).

На этом этапе дети знакомятся с ранними формами словесного творчества, последовательно погружаясь в три этномифологии, на материале которых формируется представление о том, что миф – это особый художественный язык, которым можно попытаться овладеть, чтобы научиться понимать смысл хорошо известных, но не всегда понятных мифологических сюжетов.

Сравнивая мифы разных народов, дети осваивают образный язык мифа, учатся находить повторяющиеся мотивы и сюжеты, анализировать пространственно-временное устройство мифологического мира и т.д. Работа с мифом сопровождается созданием «карты мифологического мира», картотек мифологических персонажей, мотивов и сюжетов.  

После занятий, посвященных изучению мифов, дети пишут сочинение по картине на мифологический сюжет (по картинам Рубенса, Боттичелли, Стомера и др.), также предлагаются творческие работы, например:

  • Миф о возникновении мира.
  • Миф о боге или герое.
  • Описание придуманного мифологического существа.

В качестве домашней работы предлагаются игровые задания и задачи, развивающие исследовательскую деятельность, дающие возможность детям делать самостоятельные открытия и обсуждать их на занятиях.

2. Сказки народов мира (сказки о животных, волшебные, бытовые).

Дети учатся находить мифологические мотивы и типы сюжетов в произведениях фольклора, сравнивать сказки разных народов, понимать законы построения сказки, ее художественный язык.

По окончании изучения сказок дети пишут сочинение по картинам на сказочный сюжет: «Иван-Царевич на Сером Волке», «Царевна-лягушка», «Аленушка» В.М. Васнецова, «Баба-Яга в ступе» И. Билибина.

Предлагается сочинение-сопоставление сказок разных народов (вариантов одного сюжета, сопоставление персонажей и др.).

3. Литературная сказка. В этом разделе подробно изучается сказка А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».

Литературная сказка (повесть-сказка) изучается в сопоставлении с народной: выявляются традиционные и новые мотивы, особенности изображения и соотношения «реального» и «волшебного» мира в авторской сказке. Особое внимание уделяется роли художественной детали в сказке А. Погорельского. По окончании изучения сказки «Черная курица, или Подземные жители» предлагаются темы сочинений по произведению:

  • Сочинение-отзыв о сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».
  • Анализ эпизода сказки.
  • Отзыв о мультфильме, созданном по мотивам сказки.
  • Сочинение-рассуждение: «Путешествие Алеши в волшебный мир: сон или явь?»

Сочинение-исследование:

  • «Как создать волшебный мир литературной сказки».
  • «Мастерская писателя-сказочника: секреты творчества».

Далее рассматриваются различные виды литературных сказок русских и европейских писателей, например, сказки об оживших вещах Г.Х. Андерсена, после изучения которых предлагается творческая работа: сочинение сказок об оживших вещах.

4. Басня в истории мировой литературы.  В этом разделе юные читатели погружаются в мир басен И.А. Крылова. Это и работа с текстами хорошо известных произведений с использованием приемов лингвистического анализа текстов, и знакомство с баснями, не изучавшимися в школе. Ведется работа с понятиями «автор» и «персонаж», «речевая характеристика персонажа», «ирония», «стили речи», анализируются черновики басен и др.

По окончании работы предлагаются сочинения:

  • Сочинение-отзыв «Моя любимая басня И.А. Крылова».
  • Сочинение-рассуждение: «Почему басни И.А. Крылова интересны читателю XXI века?» 
  • «Маленькие шедевры великого баснописца: в мастерской И.А. Крылова».
  • «Сюжет о Вороне и Лисице в русской басне 18-19 вв.».
  • «Как «нарисована» Ворона в басне «Ворона и Лисица».

5. Географический роман приключений. Читаем романы "Копи цапя Соломона" Г. Р. Хаггарда и "Затерянный мир" А. Конан Дойла.

Знакомимся с типами географических романов, особенностями художественного мира этого вида романов. 

Пишем сочинения: 

  • анализ выбранного эпизода,
  • сопоставительная характеристика героев романа.

6. Жанр рассказа. А.П. Чехов «Мальчики», Н. Тэффи «Митенька» и другие. 

В этом разделе изучаются художественные особенности рассказа, его структура, содержание, виды рассказов. Особое внимание уделяется развитию читательских умений, связанных с восприятием персонажей рассказов: умения понимать чувства и настроения персонажа, его отношения к происходящим в рассказе событиям, смысл его поступков, взаимосвязи с другими персонажами и т.д. Также развивается умение замечать в произведении «точки зрения» различных персонажей, видеть смену «точек зрения» и их роль в произведении, находить художественные детали в процессе анализа, средства создания комического и др. Работа завершается подготовкой к сочинению-рассуждению (различные темы на выбор).

 

Занятия проходят в малой группе – до 15 человек, что позволяет преподавателю уделять больше внимания каждому ребёнку и работать на результат.

 

Часто задаваемые вопросы

Как с нами связаться?

  • Наш адрес: Санкт-Петербург, Средний пр. д.88, БЦ "Baltis Plaza" офис 633
  • Телефон: +7 (911) 965-95-81 с 11.00 до 18.00 по рабочим дням
  • Электронная почта: gr-orehi@yandex.ru

1